ГлавнаяАстрономияНаблюдение астероидов

· Происхождение астероидов
· Земля и астероиды
· Пояс Койпера

Наблюдение астероидов

Фотографический метод значительно облегчил и упростил наблюдения астероидов.

Но на фотопластинках возможны различные дефекты. И тогда любой случайный штрих можно принять за малую планету. Чтобы исключить подобные ошибки, астрономы используют для наблюдений двойные астрографы. Отличительная черта такого инструмента состоит в том, что у него две параллельные трубы и две фотокамеры, одновременно фотографирующие один и тот же участок звездного неба. И если движущийся объект запечатлен сразу на двух негативах, то можно не сомневаться в его космической природе. Остается лишь выяснить: астероид это или комета?

В России наблюдения астероидов начались в 1912 году в Симеизской обсерватории. Чистый горный воздух Крыма и темные южные ночи - все это благоприятствовало наблюдениям таких слабых космических объектов, как астероиды. Малая планета, открытая в Симеизе 14 марта 1913 года замечательным русским ученым-астрономом Г.Н. Неуйминым, вошла в Международный каталог малых планет под номером 748 и по предложению первооткрывателя была названа Симеиза. Всего же в Симеизской обсерватории отечественными астрономами было открыто 148 новых планет.

В годы Великой Отечественной войны Симеизская обсерватория была разрушена, а после Победы в Бахчисарайском районе была построена Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО). С 1964 года там начала работать группа наблюдателей малых планет - научных сотрудников Института теоретической астрономии. За эти годы крымчане открыли более 1300 никому не ведомых ранее планет и 2 кометы.

Наблюдения ведутся с помощью двойного 40-сантиметрового астрографа. Фотографируются участки звездного неба 10 на 10 градусов на пластинки формата 30 х 30 см. Особая методика поисков (астрограф смещается не вслед за звездами, а вслед за наблюдаемым астероидом) приводит к тому, что на негативах изображения звезд получаются в виде черточек, а изображение астероида - в виде маленького кружочка или точки. При этом способе свет астероида все время падает на одно и то же место пластинки, благодаря чему происходит накапливание энергии излучения и на пластинке получаются очень слабые объекты (предельная фотографическая звездная величина +17,5). Достаточно сказать, что свет таких астероидов примерно в 40 тыс. раз слабее блеска звезд, которые еще способен различать человеческий глаз ясной безлунной ночью.

Как мы уже знаем, чтобы открыть новую планету, совсем недостаточно заметить однажды появление новой, порой едва различимой точки на фотографической пластинке. Необходимо выполнить не менее трех последовательных наблюдений незнакомого объекта - проследить за его движением среди звезд, чтобы затем вычислить орбиту. Но если даже и повезет, то о своей "находке" астроном узнает не скоро, лет через пять, при одной из очередных встреч с "незнакомкой", конечно, если удастся найти ее на небе и отнаблюдать в нескольких оппозициях (сближениях с Землей). И только после надежного определения орбиты нового небесного тела, когда появится уверенность в том, что за его движением можно будет следить и оно не потеряется, малая планета получает в Международном планетном центре (его возглавляет доктор Брайен Марсден) постоянный порядковый номер и заносится в специальный каталог. Такой каталог-справочник ежегодно издавался Институтом теоретической астрономии Российской Академии наук (ИТА РАН) в Санкт-Петербурге. Им пользуются астрономы всего мира, участвующие в международной программе наблюдений малых планет. Количество занумерованных (известных) астероидов, то есть тех, для которых вычислены орбиты и за их движением можно следить, превысило 80 тыс.

На 1 января 2004 года отечественными астрономами было открыто около 1500 новых астероидов, которые на все времена включены в Международный каталог малых планет.