ГлавнаяАстрономияМарс

· Возможна ли жизнь на Венере
· Марс
· Исследования Марса
· Фобос и Деймос спутники Марса
· Программа ""Большой тур"
· Юпитер
· Спутники Юпитера
· Сатурн
· Сколько колец у Сатурна
· Титан - спутник Сатурна
· Уран
· Спутники Урана
· Нептун
· Плутон
· Сила тяжести на других планетах
· Полет на Марс

Марс

Марс - четвертая планета Солнечной системы
Среднее расстояние от Солнца 227,9 млн. км.
Масса 6,41·1023 кг
Плотность 3,94 г/см3
Экваториальный диаметр 6794 км
Минимальная температура 186 К
Максимальная температура 268 К
Период вращения вокруг оси 1,026 земных суток
Период вращения вокруг Солнца 686,9 земных суток

Марс лучше всего наблюдать в периоды его сближения с Землей. Они происходят в среднем через каждые 2 года и 2 месяца, а точнее, через 780 дней. Во время таких "встреч" Марс, Земля и Солнце выстраиваются почти на одной прямой линии. Приблизившийся к нам Марс бывает расположен в стороне неба, противоположной Солнцу, и поэтому особенно удобен для наблюдений в течение всей ночи. Такое положение внешней планеты, когда при наблюдении с Земли она противостоит Солнцу, называется противостоянием.

Однако вследствие вытянутости марсианской орбиты не все противостояния Марса равноценны. Наиболее "тесные" сближения "красной планеты" с Землей - великие противостояния - повторяются через 15-17 лет. Последнее такое "рукопожатие" двух планет произошло 28 августа 2003 года на расстоянии около 56 млн км. Ближайшее произойдет 27 июля 2018 года.

Если посмотреть на Марс в телескоп во время его великого противостояния, то вместо "огненной звезды" мы увидим оранжевый диск. И хотя изображение размывается нашей неспокойной атмосферой и дрожит, впечатление тем не менее сильное, особенно если кто-то наблюдает планету впервые.

Прежде всего привлекает внимание белое пятно в верхней части диска. Это южная полярная шапка Марса. (Напомним, что телескоп дает перевернутое изображение: север - внизу, а юг - вверху.) Так получилось, что в периоды великих противостояний к нам бывает наклонено южное полушарие планеты, и поэтому до начала космических исследований Марса оно было лучше изучено, чем северное.

Большую часть марсианской поверхности занимают желтовато-оранжевые "материки". Их окраска и является причиной того, что Марс виден на небе огненным светилом. Приглядевшись внимательнее, можно различить на светлом фоне "материков" серовато-голубые пятна - "моря". Астрономы, наблюдавшие Марс в XVII-XIX столетиях, не случайно назвали темные пятна морями. Они и впрямь считали их обширными водоемами, подобными земным морям. А оранжевый цвет "материков" воспринимали как цвет пустынь.

Но почему с удалением от центра диска Марса пятна теряют свои очертания, а у его краев совершенно растушевываются? Да ведь это влияние атмосферной дымки! Она усиливается с приближением к краям диска, где толща газа возрастает. Марс, как и Земля, имеет атмосферу!

Если наблюдать несколько ночей подряд, то можно заметить, что пятна медленно перемещаются справа налево и скрываются за левым краем диска планеты. А из-за его правого края появляются новые пятна (речь идет о перевернутом изображении).

Сомнений нет! Планета вращается вокруг оси в прямом направлении (с запада на восток), то есть так, как наша Земля. Наблюдениями было установлено, что полный оборот вокруг оси Марс совершает за 24 часа 37 минут 23 секунды. Это определяет продолжительность марсианских солнечных суток в 24 часа 39 минут 29 секунд. Следовательно, дни и ночи в соседнем мире немного длиннее, чем у нас на Земле.

Накануне великого противостояния, когда Марс бывает повернут к Земле своим южным полушарием, там наступает весна.

И удачливому наблюдателю открывается самая впечатляющая картина сезонных изменений на планете.

Телескопические исследования Марса обнаружили такие особенности, как сезонные изменения его поверхности. Это прежде всего относится к «белым полярным шапкам», которые с наступлением осени начинают увеличиваться (в соответствующем полушарии), а весной довольно заметно «таять», причем от полюсов распространяются «волны потепления». Высказывалось предположение, что эти волны связаны с распространением растительности по поверхности Марса, однако более поздние данные заставили отказаться от этой гипотезы.

Значительная часть поверхности Марса представляет собой более светлые участки («материки»), которые имеют красновато-оранжевую окраску; 25% поверхности — более темные «моря» серо-зеленого цвета, уровень которых ниже, чем «материков». Перепады высот весьма значительны и составляют в экваториальной области примерно 14-16 км, но имеются и вершины, вздымающиеся значительно выше, например, Арсия (27 км) и Олимп (26 км) в возвышенной области Тараис в северном полушарии.

Наблюдения Марса со спутников обнаруживают отчетливые следы вулканизма и тектонической деятельности — разломы, ущелья с ветвящимися каньонами, некоторые из них имеют сотни километров в длину, десятки — в ширину и несколько километров в глубину. Обширнейший из разломов — «Долина Маринера» — вблизи экватора протянулся на 4000 км при ширине до 120 км и глубине в 4-5 км.

Ударные кратеры на Марсе мельче, чем на Луне и Меркурии, но глубже, чем на Венере. Однако вулканические кратеры достигают огромных размеров. Крупнейшие из них — Арсия, Акреус, Павонис и Олимп — достигают 500-600 км в основании и более двух десятков километров по высоте. Диаметр кратера у Арсии — 100, а у Олимпа — 60 км (для сравнения — у величайшего на Земле вулкана Мауна-Лоа на Гавайских островах диаметр кратера 6,5 км). Исследователи пришли к выводу, что вулканы были действующими еще сравнительно недавно, а именно: несколько сотен миллионов лет назад. Надежда людей обрести «братьев по разуму» воспряла с новой силой после того, как А. Секки в 1859 и, особенно, Д. Скипарелли в 1887 (год великого противостояния) выдвинули сенсационную гипотезу, что Марс покрыт сетью рукотворных каналов, периодически наполняющихся водой. Появление более мощных телескопов, а затем и космических аппаратов не подтвердило этой гипотезы. Поверхность Марса представляется безводной и безжизненной пустыней, над которой свирепствуют бури, вздымающие песок и пыль на высоту до десятков километров. Во время этих бурь скорость ветра достигает сотни метров в секунду. В частности, с переносами песка и пыли связывают сейчас те «волны потепления», о которых упоминалось выше.

Еще в 1784 году английский астроном У. Гершель обратил внимание на периодические изменения размеров полярных шапок Марса. Зимой они растут, будто накапливают снег и лед, а с приходом весны быстро тают. По мере того как таяние усиливается, находящиеся вблизи "моря" как бы оживают: темнеют, приобретают серовато-голубые тона. Постепенно "волна потемнения" распространяется к экватору. А в следующем марсианском полугодии такая же волна движется к экватору от противоположного полюса планеты.

Эти регулярные сезонные перемены многие наблюдатели приписывали весеннему пробуждению марсианской растительности за счет возрастания притока влаги и тепла. Только если у нас, на Земле, весна распространяется с юга на север, то на Марсе она шествует от полюсов к экватору! И хотя это выглядит странно, зато весьма заманчиво. Можно было подумать: на соседней планете есть жизнь!

Природные условия на Марсе определяются не только сменой дня и ночи, но и сменой времен года. Климатические же особенности сезонов зависят от наклона экватора планеты к плоскости ее орбиты. И чем больше этот наклон, тем контрастнее перемены в продолжительности дня и ночи и в облучении поверхности планеты солнечными лучами.

Атмосфера на Марсе разрежена (давление порядка сотых и даже тысячных долей атмосферы), и состоит, в основном, из углекислого газа (около 95%) и малых добавок азота (около 3%), аргона (примерно 1,5%) и кислорода (0,15%). Концентрация водяного пара невелика, и она существенно меняется в зависимости от сезона. Существование воды на Марсе — один из главных вопросов в изучении этой планеты. В 2004 марсоходы «Спирит» и «Оппортьюнити» показали наличие воды в пробах марсианского грунта.

Есть все основания полагать, что воды на Марсе немало. На такую мысль наводят длинные ветвящиеся системы долин протяженностью в сотни километров, весьма похожие на высохшие русла земных рек, причем перепады высот отвечают направлению течений. Некоторые особенности рельефа явно напоминают выглаженные ледниками участки. Судя по хорошей сохранности этих форм, не успевших ни разрушиться, ни покрыться последующими наслоениями, они имеют относительно недавнее происхождение (в пределах последнего миллиарда лет). Где же теперь марсианская вода? Высказываются предположения, что вода существует и сейчас в виде мерзлоты. При весьма низких температурах на поверхности Марса (в среднем ок. 220 К в средних широтах и лишь150 К в полярных областях) на любой открытой поверхности воды быстро образуется толстая корка льда, которая, к тому же, через короткое время заносится пылью и песком. Не исключено, что благодаря низкой теплопроводимости льда под его толщей местами может оставаться и жидкая вода и, в частности, подледные потоки воды продолжают и теперь углублять русла некоторых рек.

Экватор Марса наклонен к плоскости его орбиты на угол около 25 градусов, а у Земли он составляет 23 градуса 26 минут дуги: разница почти незаметная. Поэтому при смене времен года на Марсе видимое движение Солнца над горизонтом должно совершаться примерно так, как и на Земле. Различие лишь в продолжительности времен года. Там они много длиннее. Ведь Марс находится в среднем в 1,524 раза дальше от центрального светила, чем наша Земля, и обращается по орбите за 687 земных суток. Другими словами, марсианский год равен почти двум земным годам.

Климат Марса суровый, пожалуй, суровее, чем в Антарктиде. И весна на Марсе совсем не такая, как у нас на Земле.

В 1877 году научный мир потрясло неожиданное открытие: на Марсе каналы! Это был год великого противостояния Марса. Итальянский астроном Дж. Скиапарелли решил составить подробную карту поверхности Марса. Под ясным небом Милана он старательно делал зарисовки Марса и, конечно, не подозревал, что эти наблюдения принесут ему всемирную известность. Скиапарелли обладал прекрасным зрением и заметил на Марсе то, чего не замечали другие астрономы, а если и замечали, то не обращали внимания. Это были длинные и тонкие прямые линии. Они соединяли полярные шапки Марса с экваториальными областями планеты, образовывая сложную сеть на оранжевом фоне марсианских "материков". Скиапарелли назвал их каналами. "Каждый канал,- сообщал он о своем открытии,- заканчивается в море или же соединяется с другим каналом, и не известно ни одного случая, где бы канал прерывался среди суши".

Идея о каналах как о сооружениях, созданных мыслящими существами, особенно захватила американского астронома П. Ловелла. В 1894 году он построил в штате Аризона (вблизи Флагстаффа на высоте 2200 м над уровнем моря) обсерваторию, предназначенную специально для наблюдений Марса.

Уже тогда ученые догадывались, что климат Марса чрезвычайно сухой и что большую часть его поверхности занимают обширные пустыни. И Ловелл приходит к выводу: разумные обитатели Марса, владеющие более совершенной техникой, чем мы, ведут наступление на пустыню: на поверхности умирающей от жажды планеты они возводят грандиозные ирригационные сооружения...

Спор об удивительных каналах длился около 70 лет. И только космические исследования показали, что никаких искусственных каналов на Марсе нет. А эффект сплошных линий, наблюдаемых на Марсе в небольшие телескопы, - оптический обман. Однако вера в разумных марсиан на этом не была исчерпана. Людские умы стала будоражить природа крошечных спутников Марса Фобоса и Деймоса. Вспомним: была высказана гипотеза, что они искусственные. А коли так, то спутники созданы марсианами.

В середине XX столетия было замечено, что с Фобосом про исходит что-то неладное. Его движение почему-то ускоряется, а орбита постепенно сокращается. Другими словами, спутник по спирали приближается к планете. Если так будет продолжаться дальше, то через 20 млн лет Фобос должен непременно упасть на Марс!

Поначалу ученые не вникали в сущность данного явления. Но вот у Земли появились искусственные спутники. Торможение в верхних слоях атмосферы заставляло их двигаться по спирали и снижаться. Вот тут-то и вспомнил советский астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский (1916-1985) о странном движении Фобоса. Его ускорение могло быть вызвано сходной причиной - сопротивлением марсианской атмосферы. Ученый подсчитал, что торможение возможно только в том случае, если средняя плотность спутника в тысячу раз меньше плотности воды. Значит, Фобос внутри пустой! А полым может быть только искусственный спутник. Некоторые приняли такой вывод в пользу существования разумных марсиан...